Соблюдение правил в совместной игре, а также выполнение требований, предъявляемых детьми друг другу, представляет собой форму регуляции их поведения.
Нами предпринята попытка изучения характера соблюдения детьми правил в совместной игре типа «Лото малышам», «Цветное домино», «Путешествие в космос».
Обычно в играх с правилами контроль за их соблюдением осуществляет воспитатель. В таком случае правила не становятся для детей значимыми. Побеждает стремление к личному выигрышу. Поэтому контроль взрослого в игре целесообразен лишь вначале, при овладении детьми своим поведением, в дальнейшем он не только не нужен, но и существенно тормозит развитие умения самостоятельно управлять игрой.
Наблюдения показали: включение в настольные игры ролей, предполагающих объяснение правил другим участникам и контроль за их соблюдением (ведущий, учитель и др,), способствует постепенному соблюдению этих правил в условиях взаимного контроля при отсутствии взрослого. Игровые правила приобретают ценность, становятся регуляторами поведения, воспринимаются как необходимые атрибуты игры.
Поскольку в дошкольном возрасте значимость правил определяется игровой ролью, мы стремились к тому, чтобы дети поочередно выполняли роль ведущего, учители и т. д. Это позволяло сделать функции контроля и самоконтроля предметом целенаправленных волевых усилий ребенка, идти в игре по «линии наибольшего сопротивления» (Л. С. Выготский). Без специального акцентирования функции контроля и самоконтроля остаются вне внимания детей в совместных играх, а следовательно, нарушаются правила. Внешне развернутые действия контроля, осуществляемые ведущим, судьей, учителем в игре, пока у детеЙ не сформированы механизмы внутренней регуляции, делают поведение ребенка подконтрольным сознанию и тем самым управляемым и произвольным.
Однако такие роли оказывали желаемое воздействие не на всех ребят. Те из них, которые никогда не выполняли в совместных играх «престижные» роли, попали в неблагоприятные условия при усвоении правил и стремились выиграть даже посредством нарушения их. В результате взаимоконтроль оставался чисто внешним, не превращался в самоконтроль.
Учитывая эти особенности, мы решили повысить значимость игровых правил в совместной игре посредством введения дополнительной роли судьи, функции которого заключались в осуществлении контроля за действиями ведущего и рядовых участников игры. Последовательность организации поведения детей была следующей: роль ведущего выполнял ребенок — нарушитель правил, за его действиями в игре наблюдал судья, в роли которого выступал ребенок, умеющий соблюдать и отстаивать правила.
Затем ребенок — нарушитель правил сам выполнял роль судьи, следил,за соблюдением правил другими. Последовательное выполнение роли ведущего, затем судьи, снова ведущего и рядового участника игры оказалось эффективным способом организации поведения детей. Судья контролировал действия ведущего и рядовых участников игры, останавливал их в стремлении сделать ход вне очереди, побуждал выполнять правила.
Приведем некоторые примеры. Наташа а игре «Путешествие в космос» выполняет рядовую роль и хочет взять себе красную фишку. Света — ведущая — дает ей синюю. Наташа недовольна, но, посмотрев на Юлю (судью), прекращает спор. Наташа все время стремится выиграть, и лишь присутствие судьи не позволяет ей нарушить правила. Испытывая затруднения, девочка обращается к судье: «Юля, помо ги мне правильно поставить фишку». С готовностью принимает помощь, под чиняется правилам. В следующей игре, выполняя роль ведущей, Наташа внача ле пытается завоевать право на внеочередной ход, но сдерживает себя и вместе с судьей уточняет ход каждого участника игры.
Таким образом, роль судьи оказалась более действенной, чем прямое вмешательство взрослого. Под воздействием судьи дети соблюдают правила в совместной игре, внимательно относятся к его требованиям, выполняют все его указания.
Но для некоторых детей использование таких приемов оказалось недостаточно эффективным. Мы индивидуально обучали этих детей одной или нескольким играм с правилами и затем говорили: «Ты уже хорошо знаешь эти игры, а ребята их не знают, научи их играть по правилам, ты будешь учителем», Выполнение роли учителя способствовало как самоорганизации своего поведения, так и организации поведения товарищей. Например, Вова в игре «Предметные картинки», выполняя роль учителя, контролирует детей, помогает им усвоить правила, обращаясь к детям, говорит: «Я учитель, давайте помогу вам, слушайте правила, я еще раз объясню».
Убеждая других действовать по правилам, дошкольник сам учится вести себя соответственно им.
Таким образом, переход ребенка к активной позиции в игре, к самоуправлению осуществляется поэтапно: вначале он подчиняет свое поведение требованиям взрослого, затем — требованиям другого ребенка и наконец самостоятельно подчиняет свое поведение правилам. Появление личной ответственности детей за соблюдение правил s совместной игре символизирует качественно новый уровень развития взаимной регуляции поведения.
Наши наблюдения подтвердили целесообразность использования в играх с правилами ролей ведущего, судьи, учителя.
Дети не только сами соблюдали игровые правила, но и отстаивали их важность, что выражалось в категоричных требованиях к нарушителям. Рядовые участники демонстрировали понимание важности правил. Роль ведущего, судьи, учителя не только наделяла ребенка правом командовать, контролировать, но и обязывала его самого принимать и соблюдать правила.
Выполнение «престижных» ролей в игре улучшало положение неавторитетных детей в коллективе.
Таким образом, наряду с функцией взаимоконтроля возник самоконтроль как самостоятельное добровольное выполнение правил и требований игры в отсутствие контроля взрослого.
В. ПЕРЕВЕРЗЕВА,
кандидат психологических наук
Дошкольное Воспитание №6-1990г.