К 5 годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. В старшей группе воспитатели стремятся обогатить тематическое содержание игры и организовать как можно больше детей. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят.
В результате такой работы педагога самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. Детская деятельность «шаблонируется». Возникают установки на то, что в «почту» и т.д. Надо играть только так, как предлагал воспитатель, а не иначе.
Одна из линий развития сюжетной игры: игра-фантазирование. Совместная игра фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.
Сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и четкое следование плану. В начале игры дети определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе самой игры. Согласовывать замыслы в процессе игры в группе, включающей более 4 человек — не посильная задача для детей. Игра часто распадается едва начавшись из-за непонимания и невозможности соотнести разнонаправленные предложения участников или переходит на простой сюжет.
Для того чтобы дети смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом, построения игры — совместным сюжетосложением:
- Умение ребенка выстраивать новые последовательности событий охватывающие разнообразие тематического содержания.
- Быть ориентированным на партнеров сверстников. Обозначать для них какие события он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров, умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события.
Формирование умений.
- Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. Совместное сюжетосложение происходит в «игре-придумывании»» протекающей в чисто словесном плане.
- Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных: постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета,, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными к частичному изменению являются сюжеты волшебных сказок.
- Общая схема волшебных сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру-придумывание, знать как надо «расшатывать» знакомый сюжет.
- Как конкретно начать игру-придумывание с детьми? Надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Вместе пересказать знакомую сказку (Маша, Миша, какую сказку вы больше всего любите? Про серого волка? Что-то я ее не помню, забыла. Давайте вместе по кусочку вспоминать, пересказывать…
- Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи, искомого объекта, волшебного средства. Воспитателю нужно заготовить для себя несколько вариантов знакомой сказки. Придуманная вместе сказка всегда будет отлична от замысла каждого партнера.
- В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придуманную сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы. Например: Ивану-Царевичу захотелось учиться в школе, и он отправился ее искать. В такой игре активизируется воображение ребенка; ребенок начинает понимать, что замыслы партнера могут сильно отличаться от его собственных, учиться понимать других людей. Привлекательность игры-придумывания для детей, появление радости сотворчества во многом зависит от эмоционального поведения взрослого, его увлеченности, способности к импровизации и гибкому реагированию на любые предложения детей.
- По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. Взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер). Игру можно проводить в форме «телефонных» разговоров персонажей.
- В дальнейшем воспитатель проводит с детьми совместную игру-придумывание, предлагая придумывать не сказки, а «настоящие истории». Знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности. Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), педагог опирается на детские интересы.
В ряде случаев систематическая работа по формированию совместного сюжетосложения может быть дополнено воздействием педагога именно на конкретную игру детей. Необходимость в таком воздействии возникает, если воспитатель замечает, что какая-то группа детей изо дня в день развертывает один и тот же сюжет, где действия игроков доведены до шаблона. Еще одна причин — постоянные конфликты между детьми при выборе темы совместной игры, навязывание ребенком-лидером своего мнения другим. Надо организовать подготовительный период к игре, который выполняет функции «расшатывания» шаблонированных сюжетов, активизации воображения, повышения инициативы всех участников. При организации подготовительного периода можно использовать уже накопленный опыт игры-придумывания, где все участники, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему. Воспитатель: «Дети вы во что собрались играть? Давайте все вместе придумаем как играть всем вместе и по новому.» поощряет внесение вариантов развития событий, сам предлагает дополнить вариант ( может быть так… а как еще можно?) в подготовительный период не надо стремиться к построению четкой последовательности событий главное — краткое высказывание разнообразных предложений (без критики). В конце: «Вот видите как можно по новому интересно играть!» В игре творческая совместная работа продолжается: выбирают тот или иной вариант, выбирают новые роли.
Как изменяется самостоятельная сюжетная игра у старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений?
Прежде всего:
- возникает установка на придумывание новой, интересной игры;
- сюжеты развертываемые детьми становится разнообразнее сложнее, приобретают многотемный характер.
В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «стройка», «почта» и т.д. Динамическое наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами. Которые лишь обозначаются в речи, часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей.
Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события, а не разыгрывают их, намечая дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3-х, 4-х человек причем возрастает инициатива всех участников, они меньше зависят от активности одного ребенка лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре. Не следует ожидать, что дети будут каждый раз развертывать совершенно новую игру; они привязаны к своим изобретениям и часто только варьируют их и согласовывают друг с другом новые идеи. На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций, формирования игровых умений, совместной игры взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнером и самостоятельной игры в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Корегина Л.Г.
Воспитатель детского сада «Ивушка», г.Тольятти