Для работы понадобятся бумага, клей, карандаши, фломастеры, линейка. Чтобы сделать игры и электровикторину, нужны еще батарейки от карманного фонаря, низковольтные лампочки (3,5 В Х 0,28 А), монтажные провода, проволока, винты с гайками.
СУВЕНИРНАЯ КОРОБОЧКА.
В такой коробочке можно хранить различные мелкие предметы (значки, скрепки, кнопки). На плотной бумаге вычертить развертки коробочки и крышки (рисунок 3б, в), вырезать и склеить их. К дну коробки приклеить с помощью клапана язычок из цветного картона (3в). Затем к широкой стороне коробки приклеить «стенку» из открытки или картонки с аппликацией (3а). При помощи шаблона (3г) на сложенном вдвое листе бумаги нарисовать танк. Приклеить к нему колеса и звездочку. Укрепить модель на коробке.
ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА.
Лист плотной бумаги сложить вдвое. Затем на отдельном листе по шаблону обвести или нарисовать и вырезать флаг, щит, звезды (большую и маленькую), листья лавра и полоски орденской ленты (рисунок 1). Из этих деталей на открытке составить композицию. Потом последовательно все приклеить: сначала флаг, затем орденские ленты, щит, звезды, лавровую ветвь. Еще один вариант поздравительной открытки изображен на рисунке 2. Готовую открытку положить под пресс для просушки. По такому же принципу можно составить композицию по своему замыслу.
СОЛДАТИКИ.
Такие сувениры девочки могут сделать в подарок своим одноклассникам (рисунок 4). Попробуем сделать матроса (рисунок 5). Построим развертку цилиндра (5а) и вырезем зубчики для склеивания. Заготовим верхнее и нижнее основания цилиндра и верх бескозырки. Теперь вырежем из цветной бумаги полоски для ремня и ленты бескозырки. На обратной стороне листочков бумаги желтого, голубого и черного цвета нарисуем руки, волосы, воротник, полоски тельняшки и вырежем все эти мелкие детали (5б).
На развертке цилиндра фломастером нарисуем глаза, нос и рот. Цилиндр склеим и приклеим к нему основания и мелкие детали.
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ
В предлагаемых электрифицированных игрушках и тренажерах используется простая электрическая цепь. состоящая из источника тока (батареи 3336Л от карманного фонаря), потребителя (лампочки 3,5 В Х 0,28 А) и выключателей (тумблеров). С такой электрической цепью школьники знакомятся в третьем классе. Но предлагаемые конструкции под силу второклассникам и первоклассникам, которые встречаются с использованием таких цепей в электрифицированных игрушках.
ЭЛЕКТРОВИКТОРИНА «РОДА ВОЙСК».
Это одна из наиболее простых электровикторин. Ее внешний вид и принципиальная схема электрической цепи показаны на рисунках 6а, б. На планшет из плотного картона (фанеры) наклеить рисунки с изображением эмблем различных родов войск. Под каждым из них установить металлический контакт-болтик, который с обратной стороны планшета закрепить гайкой. В правой части планшета приклеить таблички с названием родов войск. Рядом с каждым названием также укрепить контакт-болтик.
На обратной стороне планшета контактные выводы под рисунками с эмблемами войск и у соответствующих названий соединить отрезками монтажного провода. На лицевой стороне планшета установить лампочку и вывести щупы — два гибких изолированных провода. Батарейку укрепить на обратной стороне планшета.
Если одним концом щупа коснуться контакта под рисунком эмблемы определенного рода войск, а другим дотронуться до контакта у соответствующего названия, то сигнальная лампочка загорится.
В игре могут участвовать два-три человека. Побеждает тот, у кого сигнальная лампочка вспыхнет большее число раз.
Подобным образом можно изготовить викторины «Виды стрелкового оружия», «Боевые машины мотострелковых войск» и другие.
ИГРОВОЙ АТТРАКЦИОН «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ».
С помощью этого аттракциона можно упражняться в точности движений. Внешний вид его и схема электрической цепи показаны на рисунке 7а, б, Лампочки Hl и Н2 соединяются параллельно, а роль ключа играет щуп, который может замыкать цепь то одной, то другой лампочки. Щу п выполнен в виде стрелы, которой нужно попасть точно в центр мишени через маленькое отверстие металлического кольца. Если стрела отклоняется от курса и задевает металлическое кольцо (последовательно соединенное с лампочкой HI), то загорится красная лампочка. Если же стрела точно попадет в мишень, не задевая кольца, то вспыхнет зеленая лампочка, соединенная с диском мишени. Задача играющих состоит в том, чтобы набрать большее количество очков (вспышек зеленой лампочки) из определенного числа попыток.
Корпус устройства (картонная коробка), мишень (пластинка из жести или меди) и лампочка укрепляются на картонной подставке, батарея монтируется внутрь коробки. Металлическое кольцо и стрела сделаны из медной или алюминиевой проволоки. Диаметр кольца должен быть приблизительно на 1 мм больше диаметра стрелы.
ИГРА «ОБОЙДИ РИФЫ».
Внешний вид этой настольной игры-соревнования и схема ее электрической цепи приведены на рисунке 8. На картонной коробке, оклеенной голубой бумагой, изображающей море, из пенопласта вырезаны и установлены «рифы», мимо которых намечен путь следования корабля. У каждого рифа устанавливаются металлические контакты (полоски из жести), которые соединены с обратной стороны с одним из выводов лампочки. Другой вывод лампочки соединяется с одним полюсом батареи, установленной с обратной стороны планшета. Второй полюс батареи соединяется подвижно проводом с металлической пластинкой, укрепленной на бортах и днище корабля, выполненного из пенопласта.
Играющий ведет корабль по намеченному курсу. Если корабль бортом (металлической пластинкой) коснется такой же пластинки у рифа, то замыкается электрическая цепь и вспыхивает красная лампочка; корабль ударился о риф. Играющий должен передать корабль другому. Выигрывает тот, кто первый пройдет весь намеченный курс, не задевая рифов.
М. ГАЛАГУЗОВА, Л. КАЮКОВА
г. Свердловск
Журнал «Семья и Школа»