Изучение искусства составления цветочных композиций — наилучший способ раскрыть самые чудесные грани нашей души. Древнее искусство «икэбана» является национальной гордостью японского народа, одной из его красивейших традиций. Название произошло от слов «икэ» — жизнь, «бана» — цветок. В широкой трактовке « икэбана» — это создание художественных композиций из цветов и различных декоративных материалов листьев, стеблей, веток, корней, камней, раковин, перьев птиц и т. д.
Основу любой японской цветочной композиции составляют три элемента; это могут быть цветы либо ветки. Первая ветка самая длинная, по-японски «син» — символ неба; вторая — «соэ» — на четверть короче первой, олицетворяет человека; третья — «хикаэ» — на четверть короче второй, символизирует землю. Графических их изображают кружком, квадратом и треугольником (рисунок 1).
К этим трем основным элементам композиции добавляют второстепенные, вспомогательные ветки или цветы — «дзюси», что в переводе означает «помощники» (на рисунке 1 это удлиненная буква Т). Задача «дзюси» — усилить впечатление от основных элементов. Количество «помошников» не ограничено, главное — они не должны быть выше ветки-хозяина, в каждый последующий «дзюси» делается ниже предыдущего.
Длина главной ветки «син» зависит от величины сосуда, в который ставится композиция. Величину эту составляет высота вазы плюс наибольший диаметр ее горловины (рисунок 2).
В любую вазу можно поставить маленькую, среднюю или большую композицию. Должно соблюдаться только непременное условие: в маленькой композиции ветка «син» равняется одной величине вазы, в средней — полуторной, а в большой — двойной.
Для того чтобы отмерить ветку нужной длины, ее опускают верхушкой вниз рядом с вазой, а затем к этой длине прибавляют наибольший диаметр горловины вазы. Установив размер первой ветки, нужно отмерить длину других элементов — «соэ» и «хикаэ».
В «икэбана» большое значение придается углу наклона основных веток. Для определения угла наклона средняя вертикальная линия композиции условно принимается за ноль градусов (рисунок 3).
Широкой популярностью в Японии пользуется стиль «мори-бана», когда букеты составляются в низких, плоских вазах. Все элементы композиции закрепляются на наколке, которая называется «кэнзан» (рисунок 4). Кэнзан должен быть тяжелым и устойчивым, чтобы удерживать цветы и ветки под любым углом наклона. (Такую наколку можно сделать самим. Понадобится не-многоцемента, песка, консервная банка и гвозди. Песок надо смешать с цементом в пропорции 3:1 и добавить немного воды. Полученный раствор залить в консервную банку слоем 1,5 — 2 см. Как только он начнет застывать, нужно воткнуть почаще тонкие гвоздики шляпками вниз. Когда раствор полностью затвердеет, вынуть его из банки — кэнзан готов.)
Кэнзан кладут на дно вазы, декорируют его и наливают воду, чтобы она полностью закрыла наколку.
Попробуем сделать праздничную композицию в стиле «мори-бана» (рисунок 5). Прежде всего надо оживить цветы и ветки: поставить их в воду на 30 — 40 минут и подрезать под водой стебли. Затем выберем самую высокую и красивую ветку и посмотрим, с какой стороны она выглядит эффектнее. Ветку следует поставить так, чтобы обратная сторона листьев не была видна.
Отмерив нужную длину обработаем ветку: если верхушка раздвоена, оставим одну: все испорченные, некрасивые листья удалим. Конец ветки надо срезать наискосок. Ставя в кэнзан между гвоздями, сгибать ветку нужно в сторону, противоположную срезу (рисунок 6). Стебли цветов подрезаются ровно и накалываются на гвозди сразу под нужным углом наклона. Выберем в плоской вазе место для наколки.
Праздничную композицию лучше составлять из цветов одного сорта. Хороши розы, хризантемы, гладиолусы, ромашки, гвоздики, астры. Первый цветок «син» наколите на кэнзан под углом 50 — 60 градусов направо и вперед (рисунок 7). Второй цветок «соэ», который должен быть короче первого на четверть, поставьте под углом 10 — 15 градусов назад и влево. Третий цветок «хикаэ» — тот, что короче второго тоже на четверть — наколите под углом 75 — 80 градусов налево и вперед, перед вторым цветком.
Итак, вы поставили три главных элемента — основу букета. Отойдите и посмотрите издали; если мысленно соединить верхушки цветов, должен получиться разносторонний треугольник. Теперь можно приступать к постановке «дзюси». Ставить их нужно внутри образовавшегося треугольника.
Вазы для цветочных композиций подходят самые разные: керамические, деревянные, стеклянные, металлические.
Н. НАУМОВА, председатель секции «Аранжировка цветов»
при московском клубе «Природа и творчество»