Плавающую модель можно сделать даже из обычной бумаги.
Возьмите лист из альбома для рисования, цветную бумагу — только не бархатную, картон толщиной 0,5 — 1 мм из наборов для детского ручного труда или от конфетных коробок, стебли тростника, камыша или соломы, черные и серые суровые нитки, парафин или стеариновую свечку, кусочки свинца (можно использовать рыболовные грузила) для балласта. Нам понадобятся ножницы, лезвие, нож, тонкое шило, кисточки для клея и красок, краски: нитроэмаль, масляные, темперные поливинилацетатные, отличающиеся водоустойчивостью. Для склеивания лучше всего применять клеи «Феникс», «Супер- цемент», «Момент-1», «Марс».
Попробуем сначала сделать что-нибудь попроще, например, индейское каноэ. Лист бумаги из тетради для рисования смазывается клеем и склеивается в бумажную трубку диаметром 4 см (рисунок 1). Длина ее будет зависеть от того, как — в длину или в ширину — вы свернете лист. Затем края трубки изнутри промазываются клеем и зажимаются скрепками или бельевыми прищепками. (Не забудьте только, что продольный шов на будущем корпусе должен остаться наверху, там, где будет палуба, а штевни — носовая и кормовая оконечности корпуса должны быть параллельны.)
Теперь корпусу следует придать нужный прогиб, для чего палубу аккуратно продавливают и обминают пальцами ее края так, чтобы на границе палубы и борта получилась ровная линия изгиба. Ножницами вырезать кусок палубы, отмеченный пунктиром, и штевни (рисунок 2). Корпус каноэ практически готов. Теперь его нужно покрасить (лучше всего масляной или нитрокраской) в темно-коричневый цвет — под кору, из которой делались настоящие каноэ. После того как краска просохнет, испытайте лодку на воде, положив на дно кусочки свинца и налив внутрь расплавленного парафина. Перемещая балласт, добейтесь, чтобы каноэ сидело в воде на ровном киле. Затем изнутри покройте его краской.
Распорки сделайте из реек или соломинок, сиденье — из кусочка картона или палочки для мороженого (рисунок 3). Декоративный орнамент на бортах можно выклеить из разноцветных бумажных треугольников, которые для предохранения от воды покрыть бесцветным лаком. Для весла расщепить соломинку и вставить в нее лопасть или же приклеить лопасть к тонкой оструганной реечке.
Таким способом можно сделать и более сложные корабли- широкие, короткие, имеющие сильно прогнутую палубу суда ХIII — XV веков. Теперь попробуем построить ганзейский ког — широко распространенное в средние века судно Ганзейского союза — мощного торгового и политического объединения на севере Европы, насчитывавшего до 64 городов.
Ког — высокобортное, палубное, одномачтовое судно большой ширины и незначительной длины, двигавшееся только под парусом. Это очень красивый корабль, ярко раскрашенный, богато орнаментированный. Характерными особенностями кога были навесной руль и прямые, сильно скошенные штевни. На носу и на корме, причем кормовая площадка занимала около половины длины судна, находились высокие помосты с зубчатыми ограждениями для воинов. В помещении под кормовой площадкой размещались каюты, в бортовых стенках которых иногда прорезались окна. Скошенный под углом форштевень заканчивался часто наклонной мачтой — бушпритом, который служил для растяжки паруса спереди.
Работу над моделью начнем с корпуса, для изготовления которого, так же как для каноэ, сворачиваем по ширине лист бумаги из тетради для рисования в трубку диаметром 6 см. Затем заклеиваем торцы, прогибаем палубу и тщательно обминаем ее края. Обрезаем линии штевней (рисунок 4).
Из картона 0,5 мм вырезаем полоски длиной 14 и 7,5 см и шириной 2 см, сгибаем их и, смазав клеем, устанавливаем на оконечностях корпуса. Из картона 1 мм вырезаем руль и на имитирующих петли полосках картона приклеиваем на место с зазором в 1 мм.
Теперь корпус покрасим, причем делать это лучше всего кистью и возможно более густой краской, полосы которой и следы от кисти будут имитировать доски смоленой обшивки. Цвет- коричневый или черный.
Из листа желтой бумаги, разлинованной под дощатый настил, вырезаем и, подогнав по месту, наклеиваем палубу, а затем вырезаем детали помостов (рисунки 5, 6, 7). Модель будет эффектнее, если вы не только прочертите линии швов между досками, но и фломастером подчеркнете структуру древесины. Готовые детали помостов наклеиваются на картон 0,5 мм и вырезаются вместе с ним, после чего сгибаются и встык склеиваются, причем в кормовой помост (6) вклеивается еще и палуба (7), устанавливаемая внутри до линии А — Б. Оба помоста оклеиваются снаружи красной бумагой и полосками зеленой.
Основание под кормовой помост (8) вырезается из того же картона, что и сами помосты. Однако следует учесть, что ширина центральной части, на которой прорезается дверца, не дана и вам ее придется найти самостоятельно, исходя из ширины получившегося у вас корпуса. Подогнанная деталь сгибается и устанавливается на палубе, после чего ее следует покрасить в тот же цвет, что и корпус.
Приступаем к монтажу надстроек, закрепляя носовой помост на форштевне, а кормовой на основании (8). Не забудьте уголки-подпорки (9), а также лестницу на носовой помост, которую можно вырезать из картона (рисунок 10) или склеить из полистироловых зубочисток либо даже из соломинок, выкрасив коричневой краской. Флаги на кормовом, помосте также из цветной бумаги. Флагштоки — разрезанные лезвием бритвы соломинки; в их верхние надрезы вставляются флаги, а нижними надрезами соломинки надеваются на зубцы.
Мачта и рей — деревянные рейки длиной 20 и 11,5 см, стебли камыша или тростинки, причем если всего этого нет, сделать их можно даже из бумаги, накатав тонкие трубочки из кальки на вязальную спицу (рисунок ll). Бумажную мачту и рей нужно покрасить, деревянные, из тростника — покрыть лаком. Мачта вставляется в основание из толстого картона (12) и закрепляется клеем так, чтобы высота ее над палубой не превышала 16 см. Крепление рея показано на рисунке 13, так же, как и изготовление блоков, сделать которые можно из картонного кружочка, пластмассового кольца либо кольца от резиновой трубки, разрезаемого и скрепляемого по рисунку. Детали 14, необходимые для крепления стоячего такелажа, удерживающего мачту, делаются из картона или, что еще лучше, кусочков зубочисток, приклеенных к корпусу. Остается парус- прямоугольное полосатое полотнище размером 12 X 12 см. Его изготовляют из ватмана и цветной, лучше всего красной, бумаги.
Корабль практически готов, но плавать он еще не может, так как не обладает устойчивостью.
Проделайте в палубе небольшое отверстие (потом его легко можно закрыть имитацией палубного люка) и при помощи резиновой трубки наполните корпус кусочками свинца, чтобы ваше судно сидело на ровном киле. Затем при помощи воронки залейте балласт парафином, чтобы он не сдвинулся с места. Остается натянуть такелаж из ниток, лучше всего светлых, имитирующих настоящую пеньку, и ваш ког может отправляться в плавание.
В. ШПАКОВСКИМ г. Пенза
Журнал «Семья и Школа»