Пирога с балансиром

Пирога, модели кораблей

Современные катамараны двухкорпусные суда, обладающие отличными мореходными качествами,- хорошо известны всем. Мы настолько привыкли к этому слову, что и не задумываемся над его первоначальным значением. А означало оно «плот из брёвен» (в тамильском языке «каттумарам» — «связанные бревна»). Когда европейцы впервые увидели полинезийские пироги с балансирами, вынесенными в сторону на жердях, они и их по незнанию окрестили катамаранами. Катамараны не катамараны, но пироги эти прекрасно держались на воде, легко шли под парусом, обгоняя ещё в конце прошлого и даже начале нынешнего века — самые быстроходные паровые корабли. Одно из таких судёнышек, так называемая летучая проа, могло идти со скоростью 15-18 узлов, чему, кстати, позавидует любой яхтсмен наших дней.

Хотите построить модель этого интересного судёнышка? Вам понадобятся самые простые инструменты и материалы, Приготовьте острый нож, бритвенное лезвие. ножницы, иголку с ниткой. Детали модели мы будем склеивать, поэтому запаситесь «Супер-цементом» или клеем «Момент-1». Ещё нужен водоупорный лак, чтобы покрыть им готовую модель. Можно использовать авиамодельный цапон-лак, имеющиеся в продаже нитролаки, лаки для мебели и даже олифу.

Для мачты возьмём сосновую рейку толщиной 3 мм и длиной 140 мм. Ещё две рейки (толщиной 2 мм, длиной 250 мм) нужны для рей, растягивающих парус. На корпус понадобятся или более тонкие рейки (вроде тех, которые применяют авиамоделисты), или, что ещё лучше, расщеплённые стебли бамбука (от поломанных лыжных палок или старых удочек), камыша, сорго или тростника длиной 300 мм. Кроме того, приготовьте две рейки длиной 180-200 мм для крепления балансира и сам балансир из неоструганной ветки толщиной 10-15 мм и длиной 150 мм; оба конца её следует заострить ножом.

Стебли тростника, солома плохо склеиваются. Прежде чем употребить их в дело, поскоблите их лезвием бритвы, чтобы удалить верхний, мешающий склеиванию слой.
Пирога, схема, модели кораблей

Приступаем к работе. Ножом и наждачной бумагой делаем мачту круглой, заостряя ее к одному концу. С другого конце через каждый сантиметр делаем зарубки, в которых клеем и нитками закрепляем, как показано на рисунке 1, рейки или толстые соломины длиной 80, 60, 40, 20 мм. На концах каждой из них, а также на нижнем конце мачты ножом или лезвием бритвы нужно будет сделать вырезы для того, чтобы соединение с продольными рейками корпуса было более надёжным.

Корпусные рейки длиной 300 мм наклеиваются в эти вырезы, после чего спереди и сзади связываются между собой нитками на клею, как показано на рисунке 2. К остову корпуса, также нитками и клеем, прикрепляются две рейки, на предварительно отогнутые концы которых и привязывается балансир; он должен находиться примерно на ватерлинии вашего судёнышка, иначе оно не будет держаться на воде ровно.

Но вот остов вместе с балансиром готов. Покройте его несколько раз лаком, еще раз промажьте клеем соединения и отложите eгo на время — пускай сохнет. А пока займёмся обшивкой, а также парусом.

Для них лучше всего подойдут широкие листья растений, которые следует не только хорошенько просушить, но и тщательно разгладить под прессом. Пригодны листья кукурузы, которые после обработки легко нарезаются на ровные полосы. Если под руками кукурузы нет ищите и пробуйте другое. Даже грубые, казалось бы, листья домашнего фикуса, если их достаточно долго сушить под прессом (прокладывая старыми газетами), становятся тонкими, приобретают красивый цвет и способны вполне заменить кукурузу.

Готовый корпус оклеивается полосками высушенных листьев, как это показано на рисунке 3. Чтобы они крепче держались, пока клей ещё не схватил, защепите их по краям корпуса бельевыми прищепками. После просушки неровные края обшивки подрезаются лезвием бритвы, а сам корпус несколько раз покрывается нитролаком или олифой.

На мачту крепятся реи, натягивается такелаж из коричневых ниток, имитирующих канаты из пальмового луба (рисунок 4). Парус — треугольный — вырезается из нескольких склеенных полосок сушенного листа, раскрашивается (рисунок 5) или оставляется одноцветным, но обязательно покрывается лаком, после чего пришивается нитками на реи.
Пирога, схема, модели кораблей

Можно украсить модель яркими флажками, вымпелами из кусочков тонкой материи, полосок цветной бумаги.

Аккуратно выполненная модель отлично держится на воде, ходит под ветром. Она очень декоративная.

В. Шпаковский, г. Пенза
Журнал «Семья и Школа»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *