Крокет

Энциклопедический словарь, как всегда, краток: «КРОКЕТ (англ. и франц. croquet), игра спортивного типа, в которой шар ударами деревянного молотка проводится через расположенные в определенном порядке (на земляной или травяной площадке) проволочные ворота».
Инветарь для крокета

Давно известно, что правилам игры легче научить показом. То, что на деле ясно и просто, на бумаге превращается в громоздкие и не сразу понятные описания, особенно когда дело доходит до деталей и мелочей. Тем не менее попытаемся дать читателю хотя бы первое представление о почтенной и занятной игре в крокет. Оттолкнемся от лапидарного словарного определения и расшифруем кое-что.

Инвентарь для игры у вас есть. Это комплект для двух команд — скорее всего по 4 молотка и 4 шара для каждой. Помечены они красными или черными полосками числом от одной до четырех: число полосок определяет очередность вступления игрока в игру. (Играть можно, конечно, не только четверо на четверых,) но даже и один на одного, хотя при большем числе игроков все получается, понятное дело, интереснее.)

Далее, у вас есть набор проволочных ворот и два колышка. Это и надо расставить на площадке в определенном порядке. Размеры самой площадки не определены строго. Чем она больше, тем больше умения и опыта понадобится от игроков. Расстановка ворот и колышков видна из рисунка. Расстояния измерены в молотках (длина молотка обычно 80 сантиметров). Наша схема составлена в расчете на площадку 5 на 10 метров, но если она у вас меньших размеров, то вы соответственно уменьшите все расстояния. Точки А и В условные, нужны они лишь для отсчета расстояний. Ворота 5 скрещенные, так называемая мышеловка.
Схема игры в Крокет

Порядок, в котором проходят ворота, таков. Шар (начинает игру первый красный) устанавливается между красным колышком (другое название — фока) и воротами 1. Ударом молотка игрок стремится провести шар через эти ворота, а может быть, сразу и через ворота 2. Каждое удачное прохождение ворот дает право на дополнительный удар, так что, если этот двойной проход удался, есть возможность, вопервых, поставить шар на удобную позицию перед воротами 3, а во-вторых, пройти и их. Если шар после этого остановился удобно, то попробуем проскочить и мышеловку (два дополнительных удара за нее!), а затем ворота 6, 8, 9. Ударив шаром о колышек соперников («заколовшись о фоку»), оставляешь свой шар на месте и ждешь, пока по очереди сыграют другие (первый черный, второй красный, второй черный и т. д.).

Конечно, редко кому удается пройти все ворота с одного захода — шар, проведенный через одни ворота, далеко не всегда останавливается так, что можно пытаться сразу провести его через следующие. Право бить приходится использовать на то, чтобы поставить сначала шар в удобное положение.

Попытка же пройти ворота с неудобной позиции может закончиться тем, что шар останавливается в воротах,«попадает в масло». И когда снова наступит твоя очередь бить, ты можешь лишь выбить шар из «масла» — в обратную сторону. А шар, попавший в мышеловку, ты вообще сам выбить не можешь надо ждать, пока это не сделает кто-то другой. Так что тише едешь — дальше будешь.

Вернемся к игроку, который «закололся о фоку» соперника и терпеливо ждет своей очереди продолжить игру. Он должен возвратиться к своему колышку (последовательно через ворота 9, 8, 7, 5, 4, 2, 1). «Заколовшись о свою фоку», он закончит игру. Но он может пока этого не делать, а стать «разбойником». В этом есть свои минусы и плюсы. С одной стороны, быть «разбойником» рискованно: если твой шар «заколют о чужую фоку» или же ты сам случайно «заколешься о нее», то игру придется начинать с нуля. С другой стороны, став «разбойником», игрок может сильно помочь товарищам по команде и помешать соперникам, а именно: право на удар он использует, сбивая с удобной позиции шары соперника или же помогая своим ставить шары на такую позицию.

Как это происходит? Получив право на очередной удар, игрок, ставший «разбойником», должен объявить, какой шар он собирается крокировать. Если он попадет своим шаром в объявленный, то получает право еще на два удара. Первый употребляется на то, чтобы отбить крокированный шар, второй — для нового блокирования. (Кстати, дважды подряд один шар крокировать нельзя.)

Что значит «отбить»? Есть два способа: крокированный шар отбивается либо вместе со своим, либо «из-под ноги». Во втором случае шары ставят рядом, свой шар крепко прижимают подошвой и бьют по нему молотком; свой шар должен остаться на месте, иначе права на новое бронирование не будет, придется снова ждать своей очереди.

Итак, вы поняли, что бронирование — единственное занятие «разбойника». Но право на бронирование возникает раньше: как только игрок первый раз пройдет мышеловку. Пока это право ограниченное: во-первых, его снова и снова надо подтверждать прохождением очередных ворот, а во-вторых, шар противника можно лишь сбивать, но не отбивать. Итак, пройдя мышеловку (или следующие какие-то ворота), игрок может объявить, что он намерен крокировать такой-то шар (чужой или свой; отметим еще важное условие: шар этот не может стоять ближе, чем на молоток). В случае попадания дается два дополнительных удара; первым надо встать на удобную позицию, вторым пройти следующие ворота (и снова обрести, таким образом, право на бронирование, использовать которое, конечно, не обязательно — можно продолжить прохождение ворот сразу).

В конечном счете побеждает команда, которая проведет все шары через все ворота в обоих направлениях и «заколет их о свою фоку» (и «разбойные» шары тоже). Когда мы говорим «команда проведет», не надо понимать это так, что можно играть шарами партнера — своим молотком каждый бьет лишь по своему шару и только в свою очередь. (Другое дело, что можно подправлять шар товарища своим шаром, это мы уже знаем).

О деталях и оттенках игры можно говорить еще довольно долго. Но для начала вам хватит и этого. Заметим, что о крокете в нашем журнале уже рассказывалось, так что желающие могут обратиться и к описанию, опубликованному в № 7 за 1981 год.

П. ШЕВЫРЕВ
Журнал «Семья и Школа»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *