МБУ д/с 183 «Ивушка»
воспитатель высшей категории
Раззоренова В.И.
Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре проявляются особенности мышления, воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Он писал: «Каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет.» ребенок получает в хорошей игре многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что думают, что переживают другие, вместе с ними дружно решать общие задачи. Доброе, внимательное отношение к окружающим, активность, творческая жилка остается на всю жизнь. Ребята, которые умеют играть дома, спокойнее привыкают к детскому коллективу, уже с полутора лет умеют играть, не мешая сверстникам, а позднее охотно вступают в совместные с ними игры.
Некоторые родители, соглашаясь с тем, что игра-доступное и увлекательное занятие, высказывают мнение, что она менее серьезна и менее полезна для ребенка, чем, например, просмотр книг, детских телевизионных передач или участие в трудовых действиях. На самом деле развитие дошкольника зависит главным образом от того, как и во что он играет. Ведь в игре воспроизводится вся окружающая малыша действительность.
Хорошая, полезная игра сама по себе не приходит. Помочь ребенку овладеть этим необходимым ему видом деятельности должны старшие. Это могут быть не только взрослые, но и братья, сестры и другие дети. Приобщать ребят к игре следует с первых лет жизни. В каждом возрастном периоде свое понимание мира, свои возможности отражения его в игре.
Взрослые должны это учитывать, когда вмешиваются в игру ребенка. Прежде всего надо знать, что игра с раннего возраста формируется взрослыми как детская самостоятельная деятельность, как деятельность самого ребенка. Нельзя диктовать ребенку, что ему делать, без конца поучать его. Хорошо, если взрослый поможет малышу советом, незаметно направит игру в нужное русло.
Занимаясь своим делом, старшие могут продлить игру ребенка, предложив ему дополнительную игрушку. Вот мальчик перевез все кубики и бесцельно возит машинку а бабушка вскользь замечает: «Ой, как же ты едешь на машинке, ведь здесь же разлилась река.» мальчик быстро подхватывает идею — строит мост, дорогу, осторожно везет пассажиров.
Девочка остановилась с куклой, задумалась. «Что это у тебя дочка невеселая, не заболела ли?» — спрашивает мама. А вот и началась новая игра, в которой не трудно узнать и ласковую заботливую маму, ухаживающую за больной, капризной дочкой, и строгого доктора.
Тогда ребенок сам учится решать элементарные игровые задачи, по-своему выходить из затруднительного положения в игре, он обретает уверенность в своих силах.
На ранних этапах становления игры дети сами без взрослых не могут перенести жизненный опыт в игровой условный план. Надо показать малышам, как играть и во что играть. Это может быть простая, очень короткая инсценировка: как кукла гуляла с собачкой, как зайчик угощал петушка морковкой, день рождения мишки и т. д.
Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, какие игрушки имеются в распоряжении малышей. Каждая новая игрушка — большое событие в жизни ребенка.
Игрушка должна быть понятна ребенку. Нельзя загромождать детскую комнату, множеством игрушек, пусть даже очень красивых. Радость встречи с новой игрушкой — это только начало большой игры. Важно не только порадовать ребенка, но показать как с ней играть, вызвать доброе, заботливое отношение к игрушке.
Хорошо, если взрослые, играя с ребенком, берут на себя какую-либо роль: шофера, продавца, покупателя. Это не только радует малыша, но и многому учит.
С приобретением игрового опыта дети с удовольствием играют вместе. Особенно ценна игра разных по возрасту детей. Вряд ли кто лучше, чем старшие дети, понимают игру малышей. А малыши в свою очередь стараются не уронить достоинства и поражают даже родителей своей выдержкой, находчивостью и сообразительностью.
Ребенок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым; и благодарность взрослому за его незаметный кропотливый труд — распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.