«Мудрецы всех веков считали музыку священным искусством, ибо знающий может увидеть в ней картину Вселенной, а мудрый может объяснить в ее сфере секрет и природу Космической работы. Музыка стоит за работой всей Вселенной. Она есть не только величайшее явление жизни, но она и сама жизнь. Факт, что наше существо есть музыка; наш ум и наше тело, природа, в которой мы живем, которая нас создала, и все, что находится вокруг и рядом с нами, — все это — музыка; и мы близки ей. Мы живем и пребываем в ней. Она привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм всего нашего существа в целости». Эти слова принадлежат выдающемуся шейху и знаменитому музыканту начала ХХ века Инайяту Хану.
Музыкой наполнено и пропитано все пространство, она — отражение космической гармонии. Вселенная звучит, но мы разучились улавливать небесные звучания, забыв, что каждый из нас, как и все живое и неживое вокруг, — частички необъятной Вселенной.
Но в далекие времена, тысячелетия назад, люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим. Они умели настраиваться посредством прекрасных мелодий на гармоничное звучание Космоса и обретали духовные силы.
Пифагор считал, что музыка является универсальным средством гигиены духа. Таких же взглядов придерживались и Аристотель, Плутарх, Авиценна, считая, что музыка очищает душу и делает человека этичнее и гармоничнее. Гомер уверял, что лишь благодаря музыке чума пощадила эллинов, осаждавших Трою.
Ключ к музыке сфер получает тот, кто находится в сонастроенности со Вселенной; именно к таким приходят вдохновение, откровения и озарения, как Божественный подарок. В преданиях говорится, что тайной гармоничных звучаний владел Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. Даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше ее слышать.
Сейчас, когда мы находимся на природе, находящаяся в нас память напоминает об этом, по-прежнему рождая в душе возвышенные чувства. Мы говорим, что мы наслаждаемся природой. Но чем мы наслаждаемся в природе? Музыкой. Прогулка в лесу, созерцание зелени, пребывание около бегущей воды… Трепет ветвей, шелест травы, шум дождя, падение волн и даже мерцание звезд в ночной тишине — все имеет свою музыку, ритм, тон, гармонию. И как только мы становимся едиными с природой, наши сердца открываются для ее музыки. Ритмическое движение, совершенная гармония необъяснимо трогает сердце, наполняет наслаждением, тем, что так редко мы чувствуем в нашей суетной жизни.
О врачующем воздействии музыки человечество знало издавна, по меньшей мере еще 2500 лет назад. Ее успешно применяли В Древней Месопотамии, Индии, Китае, Риме. В египетских папирусах упоминается о том, что жрецы лечили людей музыкальными звуками. В Древней Греции дивной музыкой и красивым пением успокаивали умопомешанных.
По китайской теории «У-Син», каждой ноте соответствует конкретный орган. Например,
до — это селезенка, поджелудочная железа и желудок,
ре — легкие и толстый кишечник,
ми — печень и желчный пузырь,
соль — сердце и тонкая кишка,
ля — почки и мочевой пузырь.
Каждому больному предписывалась определенная музыка, воздействующая на конкретную патологию. Она исполнялась на специальных инструментах, в определенное время.
В XVII-XVIII веках янтромузыка стала широко использоваться в Нидерландах, Англии, Бельгии, Германии, Италии. История помнит интересный случай, который произошел в первой половине XVIII века: придворные спрятали за шторы в спальне испанского короля Филиппа Y певца Фаринелли, который исполнением песен снял у короля симптомы душевного расстройства.
С XVIII века мелотерапия стала применяться и русскими врачами и психиатрами. В XIX веке зародилась музыкальная психология, которая занималась изучением воздействия на человека музыкальных композиций. Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания. Известный русский хирург, академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций. Согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм работает более гармонично. Выдающийся психоневролог, академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость.
В Швеции с 1969 года существует музыкально-терапевтическое общество, благодаря которому весь мир узнал, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
Музыка влияет на эмоционально- психическую сферу человека. Это взяли на вооружение психиатры, невропатологи, педиатры, хирурги, стоматологи. Правда, многие наши врачи используют ее лишь для создания положительного эмоционального фона. Конечно, гораздо приятнее вместо шума бормашины и звона медицинских инструментов слышать успокаивающую мелодию. А вот в Париже много лет существует Центр музыкальной терапии, где пациентам прописывают слушать Бетховена или Моцарта, например, два раза в день после приема пищи.
Было подтверждено экспериментально, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока, а также воздействуют на определенные отделы мозга как особый информационно-эмоциональный код. Звук частотой 3 Гц оказывает заживляющее действие на ткань почки.
Уже доподлинно известно, что на музыку человек начинает реагировать еще до появления на свет. Беременная женщина, слушая музыку, уже формирует характер неродившегося малыша. Как не вспомнить Платона, который утверждал, что музыка — это прекрасное средство воспитания характера.
Музыка воздействует не только на человека, но и на животных и даже на растения. Они предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины и акулы с удовольствием слушают классику. При звучании классической музыки у коров увеличивались надои; мимозы и петунии росли быстрее и расцветали на две недели раньше. Под звуки же рока, рэпа коровы ложились и отказывались есть, растения вяли.
Но не всякая музыка воздействует положительно. В Японии провели эксперимент, в котором участвовало 120 кормящий матерей. Одни мамы слушали классику, другие — поп и рок-музыку. В первой группе количество молока у мам увеличилось на 20%, у поклонниц современных ритмов — уменьшилось наполовину.
Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта у побывавших на нем реакция снижалась в 3-5 раз. Чем тяжелее музыка и чем быстрее ее темп, тем больше у слушающего вероятность, что он попадет в аварию или сам создаст аварийную ситуацию, будь то водитель или пешеход.
Западные медики ввели в лексикон новый диагноз — «музыкальный наркоман». Люди, привыкшие к року, «металлу», рэпу, просто не в состоянии выносить классику, они загрязняют свое жизненное пространство хаотическими вибрациями, разрушая свой организм.
Композитор София Губайдуллина, лауреат премии «Империал» сказала: «Серьезная музыка отодвинута на самый край нашего восприятия и сознания. Это опасная ситуация для человека. Мы теряем музыкальную мускулатуру, теряем тонус своей души».
Вообще о воздействии классической музыки нужно сказать особо. Так, по мнению создателя фармакологии американского ученого Роберта Шофлера, с лечебной целью необходимо слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена. Эти произведения способствуют выздоровлению.
Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. Будущим мама особо рекомендуется слушать произведения Моцарта. Они благотворно влияют на организм и самой беременной, и ее плода.
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия на живые организмы. Не так давно старейший в мире британский научный журнал «Nature» (Природа) опубликовал статью о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. Проведенные эксперименты показали, что после 10-минутного прослушивания повысился коэффициент интеллектуальности у студентов в среднем на 8-9 единиц. Интересно, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента — и у тех, кто любит этого композитора, и у тех, кому он не нравится. Также установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают преодолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.
Интересную информацию дали Агентство экзотических новостей и «Мегаполисэксперсс». В США и Западной Европе классическую музыку уже назвали невидимым оружием против преступности и молодежного вандализма. В торговых центрах и на вокзалах транслировали классические оркестровые мелодии. Вандализм снизился на 40%, а трудные подростки бежали от такой музыки, затыкая уши.
В США на протяжении ряда лет с помощью музыкального «оружия» борются с преступностью. Владельцы баров и магазинов, возле которых постоянно ошиваются правонарушители, выставляют динамики и включают классику. После чего последние быстро перебираются в другое место. Хозяин магазина Тревор Коллинз никак не мог отвязаться от группы молодежи, которая приставала к покупателям и сотрудникам. Тогда он через громкоговорители, установленные на крыше, транслировал классику. Проблема с подростками сразу разрешилась. Потом он признался, что сам поражен таким эффектом.
В то же время дельцы, промышляющие торговлей наркотиками знают, что достаточно у входа в кафе или клуб врубить тяжелый рок, как здесь сразу же начинает тусоваться их клиентура. Все в этом мире соткано из совершенства и несовершенства. Каждый волен выбирать, что ему ближе.
Многие ученые, исследуя традиционную восточную и классическую музыку, приходят к выводу, что наука и искусство являются производными одного принципа — Божественного принципа.
Достаточно вспомнить, что все великие свершения — будь то наука, литература, поэзия, живопись или музыка — происходили в момент озарения. Менделеев увидел периодическую таблицу во сне. Пушкин еле успевал записывать как будто диктуемые кем-то свыше строки. Рафаэлю казалось, что кто-то водит его кистью.
«Чтобы быть совершенным приемником, — говорит пианистка, дипломант многих Международных конкурсов Ольга Филатова, — нужно дорасти до уровня принятия божественной благодати. Только при счастливом сочетании космической связи и профессиональных навыков можно говорить о рождении произведения, способного положительно влиять на души и умы. Известные творцы шедевров, бесспорно, имели связь с Космосом, Божественностью, что и позволяло им испытывать озарение. Но такой контакт не только многое дает, но и много требует, прежде всего, выполнения космических законов. Одни и те же ноты могут нести разрушение и благо. Например, гнев, агрессия, наркотическое опьянение, владеющие сознанием автора или исполнителя, найдут отражение в том, что они создали. Поэтому, чтобы произведения несли добро, необходимо, чтобы они были созданы глубокими, чистыми, одухотворенными людьми, творцами от Бога. Каждый композитор и исполнитель должен осознать, что сам он является лишь инструментом, посредником между Божественным началом и слушателями, подобно тому, как звуки текут через флейту, рождая очарование. Иными словами необходимо понять, кто есть приемник и Кто передатчик».
В соответствии с индийскими Ведами, сотворение мира началось с первозданного звука «Ом», появившегося в момент разделения Бога Всемогущего и Его созидающей энергии Ади Шакти. Он стал фундаментом мироздания и первым музыкальным звуком. Семь нот — са, ре, га, ма, па, дха, ни — соответствуют привычным нотам европейцев, единственное — они увязываются с энергетическими центрами человека, чакрами. Таких чакр в нашем тонком теле семь, они вращаются с определенной частотой и формируют октаву из семи тонов соответствующей высоты. Интервалы между ними призваны отображать интервалы между чакрами. Эти тоны и есть музыкальные звуки или ноты.
Таким образом, ноты как бы встроены в тонкое тело и представляют собой идеальный носитель информации. Слушая музыку, человек получает то или иное воздействие на тонком уровне, а затем это проявляется и на физическом плане, укрепляя или разрушая здоровье.
Вся классическая индийская музыка состоит из раг. «Рага» означает «раскрашивающая умы и уши слушателей разноцветьем проявлений Божественной любви». Когда звучит para, на мелодию откликаются чакры и Кундалини — отражение энергии Ади Шакти. Кундалини поднимается по чакрам человека снизу вверх и в чакре Сахасраре (в области темени) соединяется со Всепроникающей энергией Космоса. В этот момент человек осознает, кем он в действительности является и Кто есть Бог.
В «Письмах Махатм» есть строки: «Приходит время, когда гармония звучаний явится действительно панацеей. Люди нуждаются в симфониях пространства».
Галина Фомина
При работе над статьей использовались материалы журналов «Чудеса и приключения», № 1, 1996 г., «Будь здоров», №1, 1995 г., «Семейный доктор», № 6, 1996 г.. «Целительные силы», 1, 1996 г., «Природа и человек» № 2, 2001 г.. «НиР», №5, 2000г.. «Свет», №2, №4, 2000г.
Журнал «Новое Мировоззрение» №1 — 2003г.