Родители, которые решили научить детей дошкольного и младшего школьного возраста плаватв, в этой статье найдут набор упражнений для начального обучения плаванию и конкретные рекомендации по их применению. Чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в помощи, тем больше упражнений будет проходить… на руках у папы.
Упражнения первой группы (рисунки 1—4) помогут ребенку освоиться в воде, ощутить некоторые свойства непривычной для него среды, научиться передвигаться в воде, преодолевая ее сопротивление и одновременно используя ее как опору.
Дети по-разному реагиру ют на воду. Многое зависит от возраста, общей двигательной активности ребенка, температуры воды и других факторов. Одни ребятишки с огромным удовольствием играют и плещутся в воде, для них упражнения «на освоение с водой» могут быть сокращены до минимума. Другие дети панически боятся воды. В этом случае период освоения удлинится, а применение упражнений потребует большей осторожности. Тогда на помощь может прийти игра — всевозможные догонялки, элементы танцев и подобные им упражнения, которые постепенно избавят ребенка от страха и позволят перейти наконец к обучению плаванию.
Следующий шаг — упражнения с погружением в воду (рисунки 5-9, трудность идет по возрастающей). Их следует вводить исподволь, без спешки, придерживаясь принципа «от простого к сложному»: от кратковременных погружений (со страховкой взрослого) до самостоятельных окунаний с открытыми глазами и выдохом в воду. И опять-таки: если один ребенок окунется с головой уже на первом занятии, то другой решится на это только после нескольких занятий.
Третий шаг — упражнения на всплывание. Никакие слова неспособны убедить ребенка, что вода легко удерживает его тело на поверхности. Он должен это ощутить сам! Но для выполнения этих несложных упражнений ребенку необходимо проявит большое мужество. Нужно помочь ему в этом, вначале подстраховывая, а потом наполнив эти занятия играми и забавами . Основные упражнения на всплывание представлены на рисунках 10 — 12: они могут варьироваться, упрощаться и усложняться в зависимости от конкретных обстоятельств. В любом случае нужно упражняться до тех пор пока ребенок не научится все выполнять без видимых затруднений. Упражнения с выдохами в воду нужно повторять на всех этапах обучения вплоть до освоения техники спортивного плавания.
Четвертый шаг в обучении — упражнения в скольжении (рисунки 13-19). Это очень важно: если ребенок научится скользить, то он обязательно поплывет. Одним детям легче дается скольжение на спине, другим — на груди . В ходе обучения следу попробовать и то, и другое а также скольжение на боку (на правом и левом). Что касается движений ногами в упражнениях на скольжение, то и здесь наблюдается некоторая природная предрасположенность. Для одних естественны попеременные движения вверх-вниз, для других — симметричные одновременные ( по-лягушачьи), для третьих наиболее подходящим может оказаться «шагание» в положении на боку. Определив это, следует совершенствоваться на дальнейших занятиях. Естественная предрасположенность ускоряет процесс обучения помогает выбрать наиболее приемлемый способ плавания.
Заключительный, пятый шаг в начальном обучении плаванию — это освоение техники-работы рук в избранном способе и попытки проплыть рекордное расстояние в несколько меттов. Основные упражнения этой группы представлены на рисунках 20 — 24.
Из каждой группы основных упражнений в процессе занятий следует выбирать наиболее доступные и интересные для ребенка и изучать их, постепенно усложняя и дополняя, объединяя изученные элементы в связки: скольжение плюс работа ног, плюс гребки руками. Или погружение, погружение с открытыми глазами, погружение с выдохом в воду. Запаситесь терпением, не раздражайтесь, если упражнение не получается. Подумайте, как помочь ребенку, упростив его или видоизменив. Не упрекайте малыша: «Трусишка», «Неуклюжий» и т. п. Настораживают ребенка и предупреждения: «Не бойся», «Это не страшно». Еще хуже запугивать: «Не спеши- захлебнешься» и т. п. Урок лучше закончить на том упражнении, которое хорошо усвоено. Это создает положительный настрой. Вообще нужно почаще подбадривать ребенка. Если ребенок выполнил, например, скольжение на спине, но при этом согнулся («сел в кресло»), можно сказать: «Хорошо, молодец, а теперь сделай так же, только выпрямись как дощечка». Это придаст ребенку уверенность. Занятия всегда должны доставлять ему радость. Никаких принуждений. Интерес и активность можно поддерживать по-разному: «Вот покажем маме (бабушке), чему мы научились…», «Научимся и будем с тобой плавать до самого буйка». Разговаривать с ребенком следует ласково, показывать упражнения многократно.
1. «Крабы», «раки», «караси» — боком, спиной вперед, бег, различная ходьба, догонялки, «аэробика», элементы танца — все на глубине по пояс, чтобы освоиться в воде, снять страх перед ней.
2. В «Морской бой» можно играть только тогда, когда это нравится ребенку и позволяет температура воды и воздуха.
3. «Отними игрушки»- упражнение проводится вначале на глубине по пояс, затем по грудь. Папа прячет пластмассовую рыбку (кораблик) за спину, перекладывает из левой в правую руку. Чтобы завладеть ею, ребенок вынужден перемещаться, менять направление движения.
4. «Качели-карусели» — на руках у взрослого ребенок скользит по поверхности воды вправо и влево. Можно повернуть его на спину (рисунок 4а) или на грудь (рисунок 4б). Руки вытянуты произвольно вдоль туловища, заведены за голову и так далее. Задача упражнения, кроме освоения с водой,- научиться удерживать тело на поверхности воды в горизонтальном положении. Движения должны быть широкими и плавными. Если на первых порах ребенок держится руками за папу, то затем может выполнять гребок «веслом» или «мельницей».
5. «Сели-присели» — держась за руки, по очереди приседают на глубине по пояс ребенок и взрослый. При этом ребенок опускается в воду до уровня рта, а взрослый окунается с головой. Если у ребенка это не вызывает затруднений, можно сразу перейти к упражнению 6.
6. «Присели-окунулись» — держась за руки взрослого, ребенок пробует окунуться с головой (рисунок 6а). Окунуться обоим одновременно, ребенка можно держать на руках (рисунок 6б). Окунуться самостоятельно, не держась за руки (рисунок 6в); взрослый должен находиться рядом и быть готовым подстраховать ребенка.
7. «Подводные считалочки» или «У кого улов больше?» — упражнения для открывания глаз в воде (если позволяют условия). Открывание глаз облегчает ориентировку и придает больше уверенности. Можно пользоваться очками для подводного плавания или маской для ныряния. Если ребенок умеет считать в пределах десятка, то папа при каждом погружении выставляет различное количество пальцев (рисунок 7а). Можно на мелком месте разбросать цветные камешки или элементы пластмассового конструктора (рисунок 7б) и поиграть в «рыбаков».
8. «Телеграмма» — упражнение, подводящее к выдоху в воду. Стоя в воде по грудь, ребенок наклоняется так, чтобы вода достигала нижней губы и, сложив губы трубочкой, дует как в блюдце с чаем. Поднятые маленькие волны доносят «телеграмму» до стоящего вблизи взрослого. Можно и просто «пофыркать».
9. «Пускаем пузыри» — попытка сделать выдох в воду предпринимается вслед за восьмым упражнением. Следует после вдоха опустить лицо в волу и сильно выдохнуть. Затем то же, окунувшись с головой. Можно провести мини-соревнования: «У кого больше пузырей?» Повторяю: упражнения с выдохами в воду следует проделывать на каждом занятии по несколько раз. Например, выполнили упражнение в скольжении, сделали несколько выдохов в воду и приступили к следующему упражнению.
10. «На буксире» — для обучения скольжению в различных положениях: на спине и на груди (рисунки 10а, 10б). Удерживая ребенка за подбородок-шеки, взрослый передвигается спиной вперед, а ребенок скользит у поверхности воды. На первых порах ребенок держится за руки взрослого, а затем сопровождает скольжение на буксире, гребками рук у бедра помогая «лошадке». При буксировке на груди, ребенок держится за пояс папы, а ногами пытается выполнять движения вверх-вниз.
11. «Поплавок» — войти в воду по пояс, сделать глубокий вдох, присесть, сгруппироваться (спина круглая, руки обхватили колени, подбородок опущен на грудь) и всплыть, удерживаясь на плаву, пока не возникнет потребность сделать выдох. Для выполнения этого упражнения от ребенка требуется смелость. Следует вместе рассмотреть рисунок 11, попробовать упражнение на берегу. Первые попытки можно сделать на мелком месте, помогая ребенку принять форму «поплавка». Ощущение родительских рук придаст ему уверенность. Ребенок убедится в том, что вода способна удержать тело на поверхности.
12. «Медуза» (рисунок 12).- из положения «поплавок» руки и ноги без напряжения свободно опускаются и разводятся в стороны, спина круглая, голова опущена, лицо в воде.
13. «Арбалет» — помогая одной рукой ребенку удерживаться в горизонтальном положении у поверхности, второй рукой взрослый подталкивает малыша в ступни ног, заставляя его скользить (рисунок 13). Наиболее доступный вариант упражнения — скольжение на спине: руки вдоль туловища, подбородок взят на грудь. Усложняется упражнение сменой положения рук: попеременно вытянута правая и левая, обе одновременно, скольжение на груди, скольжение на боку. Следует стараться скользить как можно дольше.
14. «Стрела» — самостоятельное скольжение из положения приседа, руки вытянуты и соединены (рисунок 14). Расстояние от места толчка до финиша — родительских рук — постепенно увеличивается. Как и предыдущее, это упражнение усложняется различными положениями рук. Скользить на спине сложнее, чем на груди. Упражнения 13 и 14 требуют многократного повторения, так как являются ключевыми в овладении техникой плавания.
15. «Фонтанчик» — взрослый в положении лежа на спине удерживает ребенка руками за плечи (рисунок 15) и выполняет ногами попеременные движения вверх-вниз мягко, ритмично; стопа, за вершая движение вверх, вспенивает воду — «фонтанчик». В идеале движение подобно движению рыбьего хвоста при плавании. Если на первых порах ребенка приходится поддерживать под мышки или за плечи, то по мере освоения, можно поддерживать за голову, за руки.
16. «Катер» — упражнение напоминает предыдущее, но выполняется в положении лежа на груди (рисунок 16). На первых порах ребенка поддерживают за талию, потом за плечи, за руки. Ноги должны двигаться вверх-вниз мягко, почти не сгибаясь в коленях. Стопы не шлепают по воде, а только вспенивают ее.
17. «Колесный пароход» — это по существу попытка плавания на спине: ноги выполняют движения вверх-вниз, руки — короткие гребковые движения у бедра (на последующих этапах целесообразно попытаться выполнить длинные попеременные гребки руками, пронося их по воздуху). Облегчается выполнение задания тем, что «пароход» буксируется взрос лым, который поддерживает ребенка двумя руками за голову. Следует следить, чтобы у пловца не провалился таз («не садился в кресло»), он должен лежать на воде достаточно высоко (рисунок 17).
18. «Плавучий кран» попытка плавания на груди без выноса рук. Папа передвигается по дну, транспортируя малыша, который стремится выполнять ногами движения вверх-вниз, а руками — попеременные гребки под водой, как при ползании. Темп продвижения должен позволять ребенку контролировать движения (поддерживать лучше за талию) (рисунок 18). Движения руками и ногами предварительно изучают на берегу.
19. «Лягушонок» — при буксировке на груди (за плечи, затем за руки) ребенок стремится выполнить симметричные движения ногами, напоминающие движения лап лягушки при плавании. Эти движения будут эффективны, если пятки подтягивать ближе к поверхности воды, а стопы разворачивать носками наружу. Подтягивание ног производится медленно, на счет «и-и-раз», а выпрямление быстрее на счет «два» (рисунок 19). Эти движения тоже следует вначале изучить на берегу. Осваивать работу ног при плаванье стилем брасс можно только в том случае, если у ребенка обнаруживается естественная предрасположенность к ним.
20. «Везу мяч» — плавание при работе ногами с мячом или надувной игрушкой в вытянутых руках. Ребенку представляется выбор в движении ногами: попеременно, как в способе кроль, или одновременно, как при плавании брассом (рисунок 20). Упражнение следует повторять по несколько раз на каждом занятии, постепенно увеличивая дистанцию.
21. «Ныряльщик» или «Ракета» — ребенок, вытянувши руки и выпрямившись (голова между руками), скользит из папиных рук в глубину (рисунок 21). По мере тренировок возрастает высота, с которой стартует «ракета». Упражнение помогает освоиться в воде и научиться скользить. Но выполнять его следует только тогда, когда появилась уверенность, что ребенок не боится воды и контролирует свои движения под водой.
22. «Синхронное плавание» — папа плывет брассом, а ребенок, держась за его плечи, выполняет плавательные движения ногами (рисунок 22). Упражнение, как правило, очень нравится детям, но его можно рекомендовать лишь в том случае, если взрослый уверенно держится на воде.
23. «Мы шагаем и гребем» — взрослый держит руки малыша за кисти или запястья, передвигаясь по дну в наклоне. Они вместе выполняют гребок руками в соответствии с избранным способом плавания (рисунок 23) . Папина помощь позволяет ребенку усвоить правильное направление и распределение усилий во время гребка. При этом можно скандировать название упражнения или другую фразу: «Гребем назад — плывем вперед». Это и весело, и полезно.
24. «Я сам» — попытка проплыть самостоятельно любым удобным для ребенка способом должна поощряться на всех этапах обучения. Освоив работу ног и рук (рисунок 24), ребенок начинает пытаться плавать кролем без выноса рук («по-собачьи») или на спине («по-лягушачьи»). Длину проплываемой самостоятельно дистанции следует постепенно увеличивать, подбадривая ребенка, соревнуясь с ним «кто дальше?» или проводя заплыв на установление «мирового рекорда».
Журнал «Семья и Школа»