Л. Н Толстой
Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце рассказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем, какою она теперь кажется большинству людей, а была бы тем, чего желают Боги, чего мы все желаем, т.е. благом и радостью, какою она и должна быть.
Все дело в том, как понимает человек свою жизнь. Несчастная и озлобленная жизнь будет потому, что всего, чего хочется для себя одного, того же самого хочется и всякому другому. А так как каждому хочется всякого добра для себя как можно больше, а добро это одно и то же для всех людей, то этого добра для всех никогда не достает. Если люди живут каждый для себя, то не миновать им отнимать друг у друга, бороться, злиться, и от этого жизнь их не бывает счастливою. Если же временами люди и добудут себе того, чего им хочется, то им всегда мало, и они стараются добыть все больше и больше, и, кроме того, еще и боятся, что у них отнимут то, что они добыли, и завидуют тем, которые добыли то, чего у них нет.
Несчастною жизнь не должна быть. Жизнь дана нам на благо. Для того же, чтобы жизнь была такою, людям надо понимать, что жизнь наша настоящая никак не в теле, а в том духе, который живет в нашем теле, и что благо наше не в том, чтобы угождать и делать то, чего хочет тело, а в том, чтобы делать то, чего хочет этот дух, один и тот же, живущий в нас и в других людях, а хочет он блага всем людям. Желать же блага всем людям значит любить людей. Любить же людей никто и ничто помешать не может, а чем больше человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее.
Угодить телу человек никогда не в силах, потому что то, что нужно телу, не всегда можно добыть. Угодить же душе всегда может, потому что душе нужна только любовь, а для любви не нужно ни с кем бороться, напротив, чем больше любишь, тем больше сближаешься.
Это то, чему учили все святые и мудрые люди, и Христос, и все мудрецы мира: жизнь наша бывает несчастна от нас самих, и что та сила, которая послала нас в жизнь и которую мы называем Богом, послала нас не за тем, чтобы мы му чились, а затем, чтобы имели то самое благо, какого мы все желаем. А то мы жалуемся, что жизнь наша плохо устроена, а не думаем, что делаем не то, что нужно. Это все равно, как если бы пьяница стал жаловаться на то, что спился оттого, что много завелось трактиров и кабаков, только оттого, что много развелось таких же, как он, пьяниц. Теперь вот со всех сторон говорят: жизнь дурная и несчастная оттого, что она дурно устроена, — давай переделаем дурное устройство на хорошее, и жизнь наша будет хорошая. Милые братья, не верьте этому! Не верьте тому, что от того или иного устройства жизнь может быть хуже или лучше. Люди, которые заботятся об устройстве лучшей жизни, все не согласны между собой, все спорят. Одни предлагают одно устройство, считая его самым лучшим, другие же говорят, что хорошо только то, что они предлагают. Третьи забраковывают и то, и другое, и предлагают свое, самое лучшее и т.д. Но если бы даже и было такое, самое лучшее, устройство, то как сделать, чтобы люди жили по этому устройству, как удержать то хорошее устройство, когда люди привыкли и любят жить дурно? А то привыкли жить дурно, все гадим, а говорим, что хорошо станем жить, когда будет устройство хорошее. Да как же быть хорошему устройству, если люди плохие?
Надо людям становиться лучше. Вам же обещают хорошую жизнь после того, как вы, кроме вашей теперешней дурной жизни, будете бороться с людьми, насиловать людей, даже убивать их, чтобы ввести это хорошее устройство, т.е. вам обещают хорошую жизнь после того, как вы сами сделаетесь еще хуже, чем теперь. Для того, чтобы жизнь была хорошая, есть только одно средство: самим людям быть лучше, и сама собою устроится та жизнь, какая должна быть среди хороших людей. Уже давно живет среди людей обман о том, что посредством хорошего устройства можно из плохих людей сделать хорошую жизнь (как из гнилого зерна испечь хороший хлеб). Прежде обманом этим занимались одни правители. Они старались посредством насилия, отобрания имущества, а также заключениями, казнями — сделать из недобрых людей доброе и мирное общество. Это стараются сделать революционеры.
Милые братья, не поддавайтесь этому обману! Пускай правители, цари, министры, стражники, урядники делают свое дурное дело; вы же, как были чисты от него, так и старайтесь оставаться чистыми. Старайтесь быть чистыми и от участия в делах насилия.
Спасение ваше и всех людей никак не в греховном, насильническом устройстве жизни, а в устройстве своей души. Истинное благо, какое ищет каждое сердце человеческое, дано нам не в каком-либо будущем устройстве жизни, а сейчас, везде, во всякую минуту жизни и даже смерти. Благо это дано нам из века; но люди не понимали его и не брали. Теперь же пришло время, когда нельзя уже не принять его, потому что безобразия и страдания довели нас до того, что жизнь наша становится непереносимо мучительной.
Второе то, что более и более раскрывающееся нам истинное учение Христа стало теперь так ясно, что нам уже для нашего спасения нельзя не признать и не принять его. Спасение наше в одном: в признании того, что истинная жизнь наша не в теле, а в духе Божьем, который живет в нас. И все те усилия, что клали мы прежде на улучшение нашей телесной, как отдельной, так и общественной жизни, мы должны класть на одно единственно нужное и важное — на то, чтобы каждому в самом себе воспитать и утверждать любовь, не только к любящим нас, а, как говорил Христос, ко всем людям, и в особенности к чуждым нам и ненавидящим нас. Жизнь наша теперь так далека от этого, что в первую минуту перенесение всех своих усилий, вместо заботы о мирских делах, на невидимое, непривычное нам дело — на любовь ко всем людям — кажется невозможным.
Но это только так кажется: любовь ко всем людям, даже ненавидящим нас, гораздо больше свойственна душе человека, чем борьба с ближними и ненависть к ним. Перемена понимания смысла жизни не только возможна, но, напротив, только она одна может вывести людей из тех бедствий, от которых они страдают, и потому перемена эта рано или поздно должна совершиться.
Милые братья, зачем, за что вы мучаете себя? Только поймите, что вам предназначено величайшее благо, и возьмите его. Все — в вас самих. Это так легко, так просто. и радостно. Но, может быть, люди страдающие, бедные, угнетенные скажут: «Да, это хорошо для богатых и властвующих; легко им любить врагов, когда враги эти во власти их. Но это трудно для нас, страдающих и угнетенных». Это неправда. Изменить свое понимание жизни одинаково нужно и властвующим, и богатым, и подчиненным, и бедным. Подчиненным и бедным это даже легче, чем богатым, ведь им-то нужно только, не изменяя своего положения, не делать дел противных любви и не принимать участия в этих делах. И все это враждебное любви устройство падет само. Властвующим же гораздо труднее принять и исполнить учение любви: им надо отказаться от соблазнов власти, богатства. Это труднее им. Бедным же и подчиненным надо только не делать новых насилий и не принимать участия в старых.
Как растет человек, так растет и человечество. Сознание любви росло, растет и доросло в наше время до того, что мы не можем не видеть, что оно должно спасти нас и стать основой нашей жизни. Ведь то, что делается теперь, это последние судороги умирающей, насильнической, злобной, нелюбовной жизни.
Теперь не может не быть не ясно, что вся эта борьба, вся эта ненависть, все эти насильственные устройства, отстаивания властей, государств разных народов, что все это бессмысленные, ни к чему, кроме как к увеличивающимся бедствиям, не ведущие обманы. Единственное, самое простое и легкое спасение от всего этого есть сознание основного начала жизни всех людей — любви — того начала, которое неизбежно и без всякого усилия заменяет величайшее зло величайшим благом.
Есть предание о том, что апостол Иоанн, достигши глубокой старости, был весь поглощен одним чувством и выражал его одними и теми же словами: «Дети, любите друг друга». Так выразилась старость, то есть дожившая до известного предела жизни жизнь одного человека. Так точно должна выразиться жизнь человечества, дожившая до известного предела. Ведь это так просто, так ясно: ты родился, растешь, мужаешь, стареешь и вот-вот умрешь. Неужели цель твоей жизни может быть в тебе? «Что же я такое?» — спрашивает тогда человек. И ответ один: я что-то такое любящее, — в первое время. Кажется, что любящее только себя, но стоит только немного пожить, немного подумать, чтобы увидать, что любить себя, проходящего через жизнь, умирающего, нельзя, незачем. Чувствуешь, что должен любить и любишь себя. Но любя себя, чувствуешь, что предмет любви не достоин ее. Как же тут быть? Любить других, близких, друзей. Сначала это удовлетворяет потребности любви, но все эти люди несовершенны, изменяются, умирают. Что же любить? Ответ один: любить все, любить начало любви, любить любовь, любить Бога. Стоит понять это, и сразу уничтожается все зло человеческой жизни и становится ясным и радостным смысл ее.
«Да, это хорошо бы было, — скажут люди.- Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другим, а другие будут жить для себя, что же будет со мною, да еще и не со мной одним, а с семьей, с теми, кого я люблю, не могу не любить. Разговоры о любви давно говорятся, да никто им не следует. Да и нельзя следовать. Отдать свою жизнь любви можно было бы только тогда, когда все люди сразу каким-то чудом переменят жизнь мирскую, телесную на жизнь духовную, божескую. Но чуда этого нет, и потому все это слова, а не дело».
Так говорят люди, успокаивая себя в своей ложной, привычной жизни, они говорят так, но в глубине души знают, что не правы, что рассуждения эти неверны. Они неверны, потому что только для выгоды мирской жизни нужно, чтобы все люди сразу изменили свою жизнь, но не то для духовной жизни: любви к Богу и людям. Любовь дает благо человеку не в своих последствиях, а в самой любви, дает ему благо совершенно независимо от того, как поступают другие люди, и что вообще совершается во внешнем мире. Благо любви в том, что человек, любя, соединяется с Богом. В отдавании себя Богу находит благо. И потому все то, что делают другие люди, все то, что может совершиться в мире, не может иметь влияния на его поступки. Любить- значит отдаться Богу, делать то, чего хочет Бог, а Бог есть любовь, то есть хочет блага всем и потому не может хотеть того, чтобы человек погибал, исполняя Его закон.
Любящий человек и один среди нелюбящих не погибает. А если и погибает, как Христос погиб на кресте, то и смерть его — и радостная для него и значительная для других, а не отчаянная и ничтожная, каковы бывают смерти мирских людей. Так что отговорка о том, что я не отдаюсь любви потому, что не все сделают то же и я останусь один, — неправильная и нехорошая. Это то же, как если бы человек, которому нужно работать для того, чтобы кормить себя и детей, не брался бы за работу потому, что другие не работают.
Еще одно слово, милые братья. Ни про одно дело нельзя узнать, хорошо оно или дурно, если не испытать его на деле жизни. Если земледельцу говорят, что хорошо сеять рожь рядами, или пчеловоду, что хорошо делать ульи рамочные, то разумный земледелец или пчеловод сделает опыт, чтобы узнать, верно ли это. То же и во всем деле жизни. Для того, чтобы верно узнать, насколько применимы в жизни поучения о любви, испытайте их. Попробуйте: возьмите на себя на известный срок следовать во всем требованиям любви: жить так, чтобы во всех делах прежде всего помнить, чтобы со всяким человеком, с вором, пьяницей, грубым начальником или подчиненным не отступить от любви, т.е. имея с ним дело, помнить о том, что ему нужно, а не о себе. И, прожив так положенный срок, спросите себя: тяжело ли вам было, испортили ли вы себе или улучшили жизнь, и потом решайте, правда ли то, что исполнение любви дает благо, или это только одни слова. Испытайте это, постарайтесь вместо того, чтобы отплатить злом на зло обидчику, отвечать добром; вместо того, чтобы осудить за глаза человека, живущего дурно, ничего не сказать дурного о человеке; не обойтись грубо даже со скотиной, с собакой, а с добротой и лаской… И проживите так день, два и больше (для опыта) и сравните ваше душевное состояние за это время с тем, какое бывало прежде. Испытайте это, и вы увидите, как вместо хмурого, сердитого и тяжелого состояния вы будете светлы, веселы, радостны. А живите так и другую и третью неделю, и вы увидите, как душевная радость ваша все будет расти и расти, и дела ваши не только не будут разлаживаться, а будут все только больше и больше спориться. Только испытайте это, милые братья, и вы увидите, что учение о любви не слова, а дело — самое, самое близкое, всем понятное и нужное дело.