Лето — самое подходящее время года для начального обучения плаванию. И родители, проводящие свой отпуск вместе с детьми, должны помочь своим малышам научиться плавать.
Дошкольники довольно легко овладевают этим жизненно важным навыком в короткий срок. Правда, от родителей потребуется и педагогический такт, и терпение,и умение показать, как надо двигаться в воде. Тогда необходимые регулярные уроки превратятся в приятное и радостное времяпрепровождение.
Вода всегда привлекает ребенка, но способна вызвать у него и неприязнь, и чувство страха, если, например, при первом же знакомстве попадет в рот или глаза. Будьте поэтому предельно внимательны во время занятий с малышом. И еще: никогда не повышайте голоса на своего ученика — это может вызвать у него отрицательное отношение к плаванию. Поймите, что даже очень простые, на ваш взгляд, упражнения для ребенка могут показаться на первых порах трудно выполнимыми! Если что-то не получается, нужно не только объяснить, как это делается, но и показать.
Наиболее простой способ для освоения плавания — кроль без выноса рук, или, как еще его принято называть, плавание «собачкой». Навыки, приобретенные при обучении этому способу, позволят ребенку свободно передвигаться в воде, а в дальнейшем помогут успешно овладеть техникой спортивного способа плавания- кроль на груди.
Местом обучения может быть любой водоем с ровным дном и прозрачной водой; одно из условий, обеспечивающих успех занятий,- теплая вода (20-25 градусов по Цельсию). Продолжительность пребывания ребенка в воде на первом уроке не должна превышать пяти минут, затем «урок» постепенно доводят до 20 — 25 минут. Но самый надежный показатель — не время, проведенное в воде, а внешний вид маленького ученика. Если у него появилась «гусиная кожа», а губы посинели, надо немедленно прекратить занятия. Все упражнения ребенок должен выполнять в направлении к берегу, находясь по пояс в воде.
1. Дайте ему для начала привыкнуть. Пусть, стоя по пояс в воде, сделает вдох, а затем, задержав дыхание, обрызгает себе лицо водой. Глаза при этом не закрывать. Упражнение выполнить 6 — 12 раз (рис. 1)
2. Затем попросите ребенка подвигаться в воде. При ходьбе и беге по дну он должен помогать себе и гребковыми движениями рук. Продолжительность этого упражнения 1,5 — 2 минуты (рис.2).
3. А теперь можно попробовать опуститься под воду. Стоя в воде по подбородок и упираясь руками в колени, нужно сделать вдох через рот, задержать дыхание и присесть, опустившись под воду на 4 — 6 секунд, Упражнение выполнить 5 — 6 раз (рис. 3).
4. Следующий этап — движение под водой. Задание — достать предмет со дна. Бросьте на дно несколько ярких игрушек. Пусть, сделав вдох, ребенок погрузится под воду с открытыми глазами и поднимет игрушки.
5. Поупражняйтесь в выдохе в воду — это необходимо при плавании. Исходное положение такое же, как и при выполнении третьего упражнения. Предложите ребенку сделать глубокий вдох, погрузиться под воду и энергично выдохнуть воздух из легких через рот и нос. Упражнение повторить 6 — 12 раз.
6. Покажите ребенку, что вода может его «держать». Стоя на дне, он должен сделать вдох, присесть, вытянуть руки вперед и лечь на воду вниз лицом, широко разведя в стороны ноги. Задача этого упражнения — научить ребенка лежать на воде 10 — 15 секунд (рис. 4).
7. Скольжение на груди. Стоя лицом к берегу, поднять руки вверх, соединить кисти. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, чуть-чуть оттолкнувшись ногами от дна, лечь на воду и скользить на груди как можно дольше. Повторить упражнение 5-6 раз (рис. 5).
8. Теперь можно дать работу ногам. Это упражнение вначале нужно разучить на суше. Для этого сесть, упереться руками сзади; прямые ноги вытянуты, носки оттянуты и слегка повернуты внутрь. Ноги движутся поочередно вниз- вверх. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, в течение одной-двух минут. Расстояние между стопами 30 — 40 сантиметров (рис. 6). Затем это же упражнение разучивается в воде, лежа на груди, с опорой руками о дно (рис. 7).
Научившись скользить по воде, ребенок может включить в работу ноги, обращая внимание на то, чтобы во время движения они не были напряжены, стопы находились под водой, носки оттянуты.
9. После того как ребенок научился двигаться в воде вперед, работая ногами, необходимо подключить гребковые движения руками. Общее представление о технике движений рук при плавании «собачкой» дает рисунок 8. Во время гребковых движений руки из воды не вынимаются. Гребок осуществляется в направлении вниз-назад с нажимом на воду. Подготовительное упражнение к нему — выведение руки вперед — выполняется мягко, рука проходит как можно ближе к туловищу. В конце гребка правой или левой рукой голову поднимают из воды до подбородка, чтобы сделать короткий вдох, затем, опустив ее в воду, производят продолжительный выдох. Следите за тем, чтобы ноги работали ритмично, ступни равномерно вспенивали воду, не оставляя за собой фонтанов брызг. Ноги должны находиться возможно ближе одна к другой, а движения ими выполняются чаще, чем руками.
А. Потапов, мастер спорта СССР
Журнал «Семья и Школа»