Фольклорные потешки, прибаутки, забавные вопросы

Учите детей родному языку!!!

Фольклорная прибаутка — небольшое стихотворение из двух — четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:

Ай, качи-качи-качи,
Пекла баба калачи…

Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.

Ай да квас!
С медком,
С ледком!
И густой,
И забористый!

Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козел, коза, кот, собака), даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид — все является предметом внимания. Ко всему живому уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище: котишко-мурлышко, курочка-рябушка, гуля-голубок, паучок — тоненькие ножки.

Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем и даже вкус.

Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть-чуть нелепы:

У нас в Рязани
Грибы с глазами!
Их едят,
А они глядят.

— Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
— К медведю на свадьбу.
Медведь-то мне дядя.
А медведица — тетка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений — стихия стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Ненила хвалит сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо так «ловко», что оно тут же рассыпалось. Вот Фома выбрал курицу в качестве средства передвижения, а Тимошка решил прокатиться на кошке. Ребенок может посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие.

Такую же воображаемую игру в необычность ситуаций, действий, поступков, вопросов, инто наций предлагают ребенку детские поэты в — шуточных стихотворениях. В прозаических, привычных, казалось бы, знакомых и неинтересных предметах и явлениях поэты способны увидеть необычное, удивительное. Они приглашают ребенка порадоваться и удивиться вместе с ними, если, конечно, ребенок разгадает тайну стиха, словесные и смысловые «проделки» автора.

Если вы подумаете, что в стихотворении Д. Хармса «Веселый старичок» смешны невероятные рулады, трижды звучащие на новый лад, вы только улыбнетесь. А вот смеяться и радоваться смеху вы начнете тогда, когда увидите, что буквально каждый поступок старичка нелеп и каждое слово в строке противоречит смыслу. Например, увидев паука, старичок пугается, а в результате испуга смеется. Вид стрекозы вызывает в нем гнев, следствием чего является неожиданный и невероятный по силе смех (повалился на траву). Почему старичок называется «веселым»? Просто потому, что смеется по любому поводу. Значит, в этом стихотворении «веселый» это смеющийся без причины или вопреки причине. Само название стихотворения нелепо по отношению к его смыслу. Поэт смеется не только над своим незадачливым героем, но и над столь же незадачливым читателем.

В стихотворении того же автора «Удивительная кошка» еще более сложная интеллектуальная игра в нелепость предложения и его реальные последствия. Поэт предлагает в качестве чудодейственного лекарства для порезанной кошкиной лапы — воздушные шарики. Рецепт неожиданный, нелепый, но такой заманчивый для ребенка: шарики способны заменить йод, зеленку и другие лекарства.

Действительно, воздушные шарики, привязанные к порезанной лапе, держат ее на весу, предохраняют от грязи и боли. Но если посмотреть на получившуюся картинку со стороны, можно, как говорится, умереть со смеху. Каким нужно обладать воображением, чтобы представить событие в лицах, красках, шуме, крике и найти для обозначения происшествия всего несколько слов: «А кошка отчасти идет по дороге, отчасти по воздуху плавно летит».

Один из любимых поэтами приемов использование переносного значения слова в буквальном его понимании. На этой игре построено стихотворение М. Бородицкой «Убежало молоко». Ребенку предлагается пофантазировать на тему о том, что произойдет, если молоко «убежит» не из кастрюли, а из кухни, квартиры, дома. Шалость пройдохи-беглеца передана поэтом в нагромождении глаголов- действий: убежало, скатилось, пустилось, потекло, обошло, проскочило, подмочило, угостило, разогрелось, летело, пыхтело. Молоко убежало еще сырым и холодным, пока мчалось туда- разогрелось, а пока домчалось назад — уже закипело. Хозяйка подоспела как раз вовремя, чтобы снять кастрюлю с плиты.

Ян Бжехва в стихотворении «Муха-чистюха» обыгрывает два слова, хорошо известных детям, — чистюха и купаться. Купаются в чистой воде, озере, реке, бассейне, ванной. Муха купалась в варенье, подливке, наливке, простокваше, компоте, манной каше и т. д. Ситуация заведомо нелепая, но чрезвычайно знакомая ребенку. Надоедливую муху стоит отгонять от каши, варенья, подливки… Но, может быть, это вовсе и не муха, а сам ребенок, вымазанный то вареньем, то соусом, то кашей, но всегда уверенный в своей чистоте?

ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная!


Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!


— Я медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Не идет.
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!

Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под окном.
По столу котище лапою скребет,
Половички курочка веничком метет.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.


Сбил, сколотил — вот колесо,
Сел да поехал — ах, хорошо!
Оглянулся назад —
Одни спицы лежат.


Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке — платок,
Посередочке цветок.
Братьям-соколам —
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам —
Да по белым рукавицам.


Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Вот сказали, воробья не слыхать,
Вот сказали, воробья не видать,
Не видать его, не видывать,
Его голосу не слыхивать.
А воробушек по улице идет,
В левом крылышке скрипочку несет,
Правым крылышком наигрывает,
С ноги на ногу попрыгивает.

Вот совушка-сова —
Большая голова —
На дереве сидит,
Головушкой вертит.
Во все стороны глядит,
Да и всем говорит:
— Никто совушку не бьет
И за ушки не дерет.


Стучит. бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.


-Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Помогаю Петру.
-А Петр что делает?
-Да на печи лежит.


-Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть сгорю, да не отворю.

— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожег.
— Зачинить можно.
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Да один ворот остался.

— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А еще хочешь?
— Хочу.

Уж ты, Васенька, дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой на бережок.
Тебя мышка съест,
Либо ласточка,
Либо серенький волчок
Из-за кустичка,
Либо белая собачка
Из-под мостичка.


Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи впотьмах,
Там страх во кустах.


Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Л. СТРЕЛЬЦОВА,
кандидат педагогических наук
Дошкольное Воспитание №9-1999г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *